Мальчики — налево, девочки — направо

Во многих российских школах есть классы, которые занимаются по особой методике академика Базарного, главный принцип которой — раздельное обучение

Фото: Алексей ЧУХЛАНЦЕВ
В Российской империи, до революции 1917 года, раздельное обучение практиковалось почти во всех средних учебных заведениях. В 1918-м в РСФСР было введено обязательное совместное обучение в рамках борьбы за равноправие женщин и мужчин
Фото: Алексей ЧУХЛАНЦЕВ
Учеников ничуть не настораживает фраза учителя: «Встань, Иванова!» — дети во время уроков и так с удовольствием стоят за специальными конторками. А когда надоест — садятся за парты
0 573 16:33, 22.10.2017 № 1196 от 17.10.2017

В начале сентября в соседний Белгород приезжал доктор медицинских наук, академик Владимир Базарный, разработавший особую методику обучения для 1 — 4-х классов. И именно в Белгороде по его методике занимаются 3,5 тысячи ребят в 25 школах. Академик приехал, чтобы посмотреть на работу своих последователей, которую в итоге оценил высоко.

«Такой подход раскрепощает»

Суть методики Владимира Базарного в том, чтобы гиперактивность детей использовать во благо учебного процесса — на уроках разрешается ходить по классу, изучать размещённые на стенах и потолке обучающие материалы. Согласно теории Базарного движение помогает детям справляться со школьной нагрузкой. В Воронеже нет ни одной такой школы, а в белгородской школе № 9  эту методику начали использовать ещё в 2008 году. Вот уже девять лет девочек на уроках здесь никто не дёргает за косички, так как мальчики учатся отдельно.

— Девочки учатся быстрее. У них больше развиты левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков — правое полушарие и абстрактное мышление. Методика сокращает разницу в темпах развития детей, — говорит Базарный.

С академиком соглашается педагог школы № 9 Елена СУРКОВА:

— Девочки быстрее запоминают и схватывают новое. А мальчики в этом возрасте по развитию отстают от них года на два, им труднее даётся учеба. Раздельно-параллельное образование раскрепощает детей, они не стесняются  отвечать у доски.

Директор школы Ирина ЛАМАНОВА утверждает: успеваемость выросла.

— Школьники стали лучше воспринимать информацию и вести себя дисциплинированно, — говорит Ирина Николаевна. — Отличников в раздельно-параллельных классах значительно больше. Из 25 девочек восемь учатся на «отлично», а из 25 мальчиков пять отличников. В смешанных классах этот показатель в два раза меньше. Но у нас только на уроках дети разделены, а на переменках и общешкольных мероприятиях они играют вместе и свободно общаются.

Только по желанию

Программа у школьников одинаковая. Процесс спланирован так, чтобы дети проводили время вместе вне уроков, в том числе на продлёнке.

— Отношения между мальчиками и девочками очень дружеские, мальчики подают руку девочкам, приносят стулья, — продолжает Елена Суркова. — Раздельное обучение позволяет воспитывать ребят мужчинами.

«Мужчины», кстати, без девочек тоскуют.

— Мы хотим учиться с девочками, потому что мы их любим, но нам не разрешают, — почти единогласно заявили «МОЁ!» ученики 3 «Б». И лишь Клим Кочеров настаивал, что учиться в одном классе с девочками не хочет, потому что стесняется их.

А вот девочки не хотят учиться с мальчиками, ведь в классе у них царит порядок, учебники аккуратно сложены на партах, а у мальчиков шум, гам, бардак.

— Родители, когда оформляют ребёнка в первый класс, знают, что в школе есть раздельные классы, — говорит Ирина Ламанова. — Но если кто-то из них не захочет отдать ребёнка в такой класс, мы предоставляем возможность учиться в смешанном классе. Из шести классов только два у нас обучаются по раздельной методике.

Конторки борются с близорукостью

Ещё один нюанс — дети в этих классах учатся, стоя за конторками, которые представляют собой высокий стол с наклонной регулируемой рабочей поверхностью. С её помощью в учебный процесс вводится режим динамических поз.

— Я выпустила уже два класса, которые обучались по методике Базарного. Сначала детям было трудно стоять, а потом наоборот — очередь занимали, чтобы учиться за конторками, — рассказала «МОЁ!» учитель Тамара ЗАЙЦЕВА.

За конторкой школьники проводят часть урока, а потом садятся за парты. Периодически они разуваются и становятся на массажные коврики. Такой режим помогает бороться с близорукостью и сколиозом. Это подтверждает исследование НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Центра здоровья детей РАМН, после которого Минздрав дал добро на использование методики.

— Дети в начальных классах гиперактивные, а методика динамических поз позволяет им выплёскивать энергию в нужное русло, — рассказала учитель 3 «А» класса Елена ЮРЧЕНКО. — Каждые 10 — 15 минут ребята стоят за конторками, некоторые школьники готовы все уроки проводить стоя. Если ребёнку трудно стоять, он садится за парту.

«Педагогическая усидчивость» — так Базарный называет сидение за партой — вызывает патологии позвоночника, сердечно-сосудистой, нервной систем.

— Мне нравится стоять за конторками, я не устаю, и так интереснее проходит урок, — соглашается с академиком ученица 3 «А» класса Елизавета СВИНЦОВА.

Методика Базарного приносит плоды.

— После сада дети пришли в первый класс со сколиозом и плоскостопием и попали в спецгруппу по физкультуре, — говорит директор Ирина Ламанова. — А спустя год число детей, обучающихся по методике учёного, в спецгруппе уменьшилось со 130 до 105 человек.

Сохранить зрение помогают тренажёры для глаз на потолке, похожие на футбольное поле. Дети встают из-за парт, поднимают голову вверх и начинают двигать зрачками глаз в разных направлениях.

У школьников не обычные ручки, а перьевые. Такое письмо отнимает больше времени, но позволяет детям писать медленно, вдумчиво и красиво.

— С первого класса дети пишут перьевыми ручками. Но не сразу, сначала карандашами, — рассказала учитель Елена Суркова.

Эксперимент по системе Базарного в этой школе не закончился на начальных классах. Здесь обучение в раздельно-параллельных классах продолжили и в среднем звене. Результат — все мальчики занимаются в спортивных секциях, на голову выше сверстников, а все девочки имеют творческие увлечения. И со здоровьем дела обстоят куда лучше, чем у многих сверстников из обычных классов.

ДОСЬЕ «Ё!»

Владимир Базарный — российский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики.

В 1966 году окончил Красноярский государственный мединститут по специальности врач-офтальмолог. Работал хирургом, заведующим отделением в краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 2003 году награждён золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях. Автор 8 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. В настоящее время является научным руководителем Российского союза за здоровое развитие детей.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Детям необходимо общаться с противо-положным полом

— Ребёнку важно научиться понимать представителей другого пола, среди которых он будет жить, когда вырастет, — говорит психолог Алла КОВАЛЕВСКАЯ. — Раздельное обучение способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Когда мальчики учатся отдельно от девочек, педагоги могут выработать особые приёмы, которые будут эффективны с каждым полом в отдельности. Следовательно, успеваемость будет выше. Но надо учитывать, как это может сказаться на формировании целостной личности. Разделив детей по разным классам, мы можем не раскрыть всех возможностей, которые человеку дала природа, рискуя эксплуатировать только один тип мышления.

Ирина БОГАНЧИКОВА

Добавить комментарий

Ознакомиться с Правилами общения на портале “МОЁ! Online”
* Ваше имя (ник)
Ваш e-mail
(не для публикации)
Тема
(не обязательно)
  • * Текст комментария
  • * Число на картинке
  • Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.
 

__
]]>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1