В воронежском «Гамлете» нашлось место для Познера и Киселёва

В театре драмы имени Кольцова состоялись предпремьерные показы одной из самых знаменитых пьес в мире

0 430 16:22, 15.10.2017 № 1195 от 10.10.2017

Вместо декораций на сцене было несколько экранов, на которых менялось изображение. Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Воронежский театр драмы в 216-м сезоне замахнулся не просто «на Вильяма нашего Шекспира», а на его, пожалуй, самое известное, сложное и загадочное творение — пьесу «Гамлет». Премьера состоялась 7 и 8 октября.

«В Воронеже за 60 лет никто не попытался поставить «Гамлета»

— Я уже 60 лет слежу за нашими театрами, пишу о них, и за это время попыток поставить «Гамлета» в Воронеже не предпринималось, — рассказал «МОЁ!» историк, искусствовед, театральный критик Бронислав ТАБАЧНИКОВ. 

Режиссёр спектакля и худрук театра драмы Владимир ПЕТРОВ на пресс-конференции делился деталями подготовки скупо:

— Это другая версия трагедии, я нашёл у Шекспира свои причинно-следственные связи в пьесе, попытался ответить на вечные гамлетовские вопросы.

Впрочем, об одном смелом решении Владимира Сергеевича стало известно ещё до премьеры. В то время как Гамлетов обычно играют маститые, опытные артисты, он доверил эту роль молодому актёру Евгению Чистякову, который в 2016 году окончил Воронежский институт искусств. Под стать ему и Офелия — актриса Милена Хорошко, которая получила диплом тоже в прошлом году.

Во время спектакля стало понятно, почему режиссёр выбрал на главные роли молодых актёров: Офелия и Гамлет в его трактовке — это вчерашние дети, живущие не философскими рассуждениями, а сердцем и эмоциями. Наверное, поэтому из спектакля был убран главный гамлетовский монолог «Быть или не быть». Точнее, не совсем убран, но обо всём по порядку.

При чём тут Познер?

«Гамлет» идёт 3,5 часа, но пролетают они быстро. Спектакль щедр на неожиданные режиссёрские находки, смотришь на сцену и гадаешь, какой ещё сюрприз приготовили авторы. Вот пять главных фишек постановки.

1. Необычная декорация — большой экран, состоящий из семи частей, на которые выводятся разные изображения. Части экрана то сдвигали, то раздвигали, из некоторых выдвигали нижние фрагменты, и получались, например, два трона или скачущие лошади. Активно использовалось и пространство сцены, часть которого периодически уходила вниз и превращалась то в могилу, откуда извлекли бедного Йорика, то в реку, где утонула Офелия.

2. Костюмы героев. На первый взгляд действие перенесено в современность: герои разгуливают и в костюмах с галстуками, и в драных джинсах и кедах. Но создатели костюмов подошли к делу тоньше — во многих, приглядевшись, замечаешь намёки на средневековые фасоны и формы. Но особого внимания заслуживают наряды бродячих актёров, которые играют «спектакль в спектакле» («Мышеловку»), — воротники из пластиковых стаканчиков и тарелок, украшенные ложками и вилками, кружева на юбке из пакетов, короны из пивных банок. И смотрелось это всё довольно гармонично.

3. Тень отца Гамлета с голосом робота. Столь необычный персонаж, как призрак отца Гамлета, всегда давал простор для воображения режиссёров. В спектакле Владимира Петрова он появляется только на экране-заднике. Сначала на экран выводится зрительный зал, и зрители с весёлым удивлением наблюдают самих себя. И вдруг в центре зала в одном из кресел обнаруживается он, призрак, и молвит нечеловеческим голосом. Как это выглядит, вы можете посмотреть в видео на нашем портале «МОЁ! Online».

4. Знаменитого монолога «Быть или не быть?» нет. Точнее, он есть, но не шекспировский, а вариация на тему гамлетовского вопроса от поэта середины XX века Геннадия Алексеева. И произносит его не Гамлет, а Горацио (его играет Егор Козаченко). И да, монолог о бедном Йорике Гамлет произносит, держа в руках отнюдь не череп.

5. И тут появляется Познер. Как мы уже говорили, экран-задник очень активно использовался в спектакле, в том числе некоторые монологи актёры произносили не на сцене, а с экрана. Так, король Клавдий (Юрий Смышников) рассуждает об убийстве брата… в студии Владимира Познера, а тот глубокомысленно кивает в ответ — монтаж получился забавный. А обстоятельства гибели Офелии, описывает в новостной программе канала «Дания 1» телеведущий, похожий на Дмитрия Киселёва (в исполнении Дениса Кулиничева).
Спектакль получился необычный и при этом лишённый ходульности — благодаря игре актёров ты видишь не литературные образы, а живых людей.

В следующий раз новый спектакль воронежцы смогут увидеть 18 и 19 октября, когда театр вернётся с курских гастролей.

КСТАТИ

Надо чаще встречаться

Перед премьерой Владимир Петров объявил о новом проекте театра «ПоговоримПослушаем». Режиссёр предлагает воронежцам перед каждой премьерой собираться в театре и обсуждать саму пьесу, её автора. Первая встреча со зрителями, посвящённая «Гамлету», состоялась 6 октября.

— Я чувствую, что должен говорить с нашими зрителями, — признаётся худрук драмтеатра. — Очень важно, чтобы театр был живой, откликался на мнения зрителей, иначе он превратится в музей. Если проект понравится, в дальнейшем мы будем обсуждать все премьеры театра. Возможно, впоследствии перенесём обсуждение на послепремьерное время.

Анна ЯСЫРЕВА

Добавить комментарий

Ознакомиться с Правилами общения на портале “МОЁ! Online”
* Ваше имя (ник)
Ваш e-mail
(не для публикации)
Тема
(не обязательно)
  • * Текст комментария
  • * Число на картинке
  • Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.
 

__
]]>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1