«Хочешь быть правым — с тебя полтос»

Как в Воронеже за деньги виновников ДТП делают пострадавшими и наоборот

Аварийный комиссар предложил нашему читателю помощь, а именно сделать виновника аварии пострадавшим и наоборот. Кадр с видео читателя «МОЁ!».
Аварком откровенничал, не предполагая, что его снимают на телефон. Кадр с видео читателя «МОЁ!».
0 798 14:49, 15.10.2017 № 1195 от 10.10.2017

В Воронеже недобросовестные аварийные комиссары помогают автомобилистам за деньги оформлять ДТП таким образом, чтобы виновные становились пострадавшими и наоборот. Такие откровения сделал словоохотливый автоюрист потенциальному клиенту, не подозревая, что его рассказ снимают на мобильный телефон. Снявший ролик читатель «МОЁ!» Алексей выложил видео в интернет и прислал ссылку в редакцию. Сокращённую версию 11-минутного разговора можно посмотреть на нашем портале «МОЁ! Online».

— Я попал в ДТП, на место приехал аварийный комиссар и предложил помощь, — рассказывает Алексей. — Я сначала отказался. А потом подошёл узнать, о какой помощи идёт речь. При этом включил видеозапись на мобильном телефоне. И тут он рассказал такое, после чего я долго не мог прийти в себя.

Человек на видео раскрывает всю подноготную работы недобросовестных аварийных комиссаров. По его словам, в Воронеже существует практика, когда за деньги в ДТП любого человека при желании можно сделать невиновным и наоборот, в зависимости от того, насколько это будет выгодно для получения компенсации в страховой компании. Причём, по словам аваркома, в этих схемах нередко задействованы сотрудники ГИБДД.

— Гайцам «рубалёк» за то, чтобы нормальную справку написали, но это если вы очевидный пострадавший, — описывает схему автоюрист на видео. — Если ситуация «качели» — 3 — 5 тысяч. А если вы виноваты и хотите быть правым — 5 — 10. Но опять же это от ущерба зависит. Вот здесь на светофоре мне человек полтинник отдал. Но у него было ущерба на 300 тысяч. Приехали гайцы, я им денег зарядил, они глаза вытаращили и всё написали. Хочешь быть правым — с тебя полтос.

Конечно, мы не исключаем, что всё сказанное этим человеком на видео является плодом его фантазии, выдумкой для привлечения потенциального клиента. Ссылку на видео мы отправили в Управление ГИБДД по Воронежской области. Начальник УГИБДД Евгений Шаталов взял под личный контроль проведение служебной проверки по этому видео и пообещал, что в случае выявления причастности кого-то из его подчинённых к схемам, описанным в ролике, эти сотрудники будут строго наказаны.

Кто такие аварийные комиссары, автомобилистам объяснять не надо. Это автоюристы (как правило, бывшие страховщики или гаишники), которые первыми приезжают на место аварии и предлагают автомобилистам свои услуги по оформлению ДТП и сбору документов для страховой компании. От действий недобросовестных автоюристов страховые компании терпят многомиллионные убытки. Воронежская область входит в топ-10 регионов России по потерям страховщиков от мошенничества по ОСАГО. По подсчётам Российского союза автостраховщиков, в первом полугодии 2017 года воронежские страховые компании потеряли от действий нечистоплотных автоюристов в общей сложности 216,5 млн рублей! Однако аваркомы опасны не только для страховщиков, но и для простых автомобилистов. В этой статье мы расскажем, какие основные схемы используют нечистоплотные автоюристы, и дадим советы, как не попасться на их удочку.

Какие серые схемы используют  недобросовестные аварийные комиссары?

1. «Взял вину на себя»

Суть схемы. Та самая схема, о которой говорит аварком, упомянутый нами выше. Чаще всего она применяется, когда в ДТП участвуют недорогой автомобиль и хорошая иномарка (и виновен водитель иномарки). Либо если автомобиль пострадавшего имеет незначительные повреждения, а машина виновника сильно разбита. Как известно, по ОСАГО ущерб возмещается только пострадавшему в ДТП. В этом случае виновник ДТП платит пострадавшему компенсацию за то, чтобы тот взял вину на себя (то есть возмещает ущерб от аварии, возможный штраф в ГИБДД как нарушителя и увеличение стоимости полиса ОСАГО после аварии). Также даётся взятка аваркому (за организацию серой схемы) и гаишнику (за то, чтобы он составил протокол и схему ДТП так, чтобы виновный стал пострадавшим). В итоге виновник ДТП становится пострадавшим и отправляется в свою страховую компанию за компенсацией ущерба.

Чем рискует автомобилист? Автомобилисты, участвующие в этой афере, фактически становятся соучастниками и пособниками уголовного преступления. Самое обидное, что, даже если автомобилист откажется от участия в серой схеме, нет гарантии, что второй участник ДТП (фактический виновник) не заплатит за его спиной аваркому и гаишнику и те всё равно не оформят ДТП так, чтобы пострадавший стал виновным.

2. «Договорчик не подпишете?»

Суть схемы. Человек попал в ДТП впервые. Находится в состоянии аффекта. Не знает, что делать, куда звонить и т. д. И тут «аки ангелы с небес» появляются аварийные комиссары. Они тут же, на месте, обещают автомобилисту выплатить компенсацию по ущербу — скажем 30 тыс. рублей. «Тебе не надо никуда ездить и тратить время и нервы, — увещевают они. — Все хлопоты по сбору документов и общению со страховщиками мы берём на себя. Всё, что тебе нужно, — делегировать нам полномочия действовать от твоего имени, подписав договор об оказании услуг». Доверчивый автомобилист подписывает договор (так называемый договор уступки права требования, или договор цессии). После этого — как того требует закон — человек привозит в страховую компанию автомобиль для экспертизы. А страховщики насчитывают выплату по ущербу… в 50 тысяч рублей! Правда, на них может претендовать по закону только цессионер (то есть аварком). «Как? Аварком же мне пообещал всего 30 тысяч, а тут 50!» — возмущается автомобилист и решает разорвать договор с автоюристом. Но тут оказывается, что в договоре мелким шрифтом было прописано условие, по которому в случае его разрыва автомобилист обязуется выплатить аваркому неустойку в размере, скажем, 30 тысяч рублей, а то и больше.

Чем рискует автомобилист? Соглашаясь на условия аваркома, автомобилист гарантированно недополучит минимум 40% положенной ему страховой компенсации. Расторгнуть договор цессии можно. Но в основном через суд. А это дополнительные потери денег и времени.

3. «Вся выгода — в суде»

Суть схемы. «Мой основной вид деятельности — выжать деньги в страховой компании… — рассказывает аварийный комиссар на видео. — Страховая десятку платит — я отжимаю полста, страховая платит 30 — отжимаю сотку». Как же происходит такой «отжим»? К примеру, в ДТП у машины поцарапана дверь. Аварийный комиссар убеждает автомобилиста, что у него якобы есть связи в страховой компании, которые позволят быстро получить деньги. Но для этого нужно подписать договор, по которому аварком может представлять интересы автомобилиста. Правда, в этом случае в отличие от предыдущей схемы аварком не претендует на страховую выплату.

С введением единой методики оценки ремонта и стоимости запчастей страховые компании стали выплачивать адекватные суммы ущерба. Случаи занижения выплат (что ещё пару лет назад было нормой) сейчас сократились в разы. Да и страховщикам сейчас выгоднее насчитать адекватную сумму ущерба, чем потом терять деньги на судебных издержках в тяжбах с автоюристами.

Поэтому представьте продолжение нашей ситуации: автомобилист приходит в страховую, ему быстро насчитывают ущерб и выплачивают неплохие деньги. И он, в твёрдой уверенности, что это заслуга аваркома, счастливый, уезжает ремонтировать авто (не подозревая, что эту выплату он получил без чьего-либо содействия). Тем временем аварийный комиссар подаёт на страховую компанию иск в суд от имени автомобилиста. Основанием для иска является заключение аффилированной независимой автоэкспертизы (как правило, у каждой аваркомовской организации имеется своя оценочная контора), на основании которой у автомобиля помимо поцарапанной двери якобы имеются сопутствующие повреждения. К примеру, сколы от смещения на всех сопряжённых элементах. Помимо увеличения стоимости восстановительного ремонта в суде аварком требует возместить ещё и несуразно завышенную стоимость проведения оценки ущерба (иной раз это 12 — 15 тыс. руб.), представления интересов автомобилиста, неустойку, моральный вред и т. п. В результате получается, что за покраску двери страховщик действительно «платит десятку», а предприимчивый аварком в суде «отжимает полста» (но уже для себя).

Чем рискует автомобилист? Зачастую автомобилист даже не подозревает, что от его имени ведутся какие-то суды. Однако, заключая договор уступки права требования с автоюристом, у страхователя возникает риск по уплате налога (НДФЛ) в размере 13% от взысканной автоюристом (от вашего лица — себе в карман) неустойки (штрафа) со страховой компании. С юридической точки зрения эта неустойка будет считаться доходом страхователя, подлежащим декларированию.

КОММЕНТАРИЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

«Примем самые жёсткие меры к сотрудникам ГИБДД, замешанным в незаконных схемах»

Начальник УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений ШАТАЛОВ:

— К сожалению, нередко представители так называемых «псевдоавтоюристов» пытаются склонить участников ДТП к нарушению закона, даче заведомо ложных показаний в части описания механизма и искажения обстоятельств происшествия, с целью получения незаконных страховых выплат. В таких действиях однозначно усматриваются признаки преступления. С начала года сотрудниками ГИБДД зафиксировано несколько десятков таких случаев, по всем им назначено проведение процессуальных проверок. В случае попытки вовлечения в незаконные действия сотрудников ДПС, в отношении виновных может быть возбуждено уголовное дело в порядке ст. 291 УК РФ (дача взятки). В текущем году только на территории Воронежской области сотрудниками ГИБДД пресечено около сотни попыток дачи взятки, более двух десятков граждан за это уже осуждено. Если же будет установлено участие в незаконных действиях сотрудников ГИБДД, в их отношении будут приняты самые жёсткие меры вплоть до увольнения.

СОВЕТ «Ё!»

Как не стать жертвой аварийных комиссаров?

1. Самый действенный способ — стараться не контактировать с этими людьми, не соглашаться на их условия и ни в коем случае не подписывать никаких документов, которые они предлагают (или, по крайней мере, внимательно читать то, что вы подписываете). Любой водитель и сам в состоянии оформить Европротокол. Все шаги детально описаны в бланке извещения о ДТП.

2. Другое дело, что помимо аварийных комиссаров на место аварии могут приехать представители вашей страховой компании. Крупные страховые компании с недавних пор обзавелись собственными службами помощи на дорогах, цель которых — помочь их клиентам при ДТП собрать весь необходимый перечень документов. «В чём подвох?» — спросите вы. Да в том, что страховщику дешевле раскошелиться на содержание такой службы, которая поможет клиенту быстро и в полном объёме получить компенсацию по ОСАГО, чем потом нести огромные убытки в судах от пронырливых аварийных комиссаров.

3. Лучше всего позвонить в вашу страховую компанию (телефон можно найти в полисе ОСАГО) и поинтересоваться, имеют ли к ним какое-либо отношение приехавшие на место ДТП люди, стоит ли им доверять и как вам вообще действовать на месте аварии.

4. Внимательно изучайте протокол и постановление о ДТП. Если вы не согласны с точкой зрения инспектора ДПС, обязательно напишите в протоколе: «С нарушением не согласен» — и укажите свою позицию.

5. Если вы чувствуете, что аварком входит в сговор с инспектором ДПС, вовлекает вас в незаконную схему и предлагает вам дать взятку за составление документов о ДТП («гайцам рубалёк»), незамедлительно сообщите об этом по телефону доверия ГУ МВД 251-12-50.

КОММЕНТАРИЙ СТРАХОВЩИКОВ

«Натуральное возмещение по ОСАГО — серьёзный удар по нечистоплотным автоюристам»

Директор филиала страховой компании «МАКС» в Воронеже Иван ПРОНИН:

— В борьбе с нечистоплотными автоюристами определяющую роль должно сыграть введение натурального возмещения по ОСАГО. Напомним, по договорам ОСАГО, которые были заключены после 28 апреля 2017 года, в качестве приоритетной компенсации действует уже не денежная выплата, а ремонт. У нас уже было несколько случаев, когда аварийные комиссары вводили человека в заблуждение, заставляли подписать договор. Он привозил машину к нам на осмотр, а мы ему выдавали направление на ремонт. Он ехал с ним к аваркомам, и те безо всяких неустоек расторгали с ним договор. Потому что понимали, что ловить тут нечего. Им-то нужны деньги, а не ремонт. Правда, думаю, сейчас у нас начнётся война в других плоскостях. Аваркомы будут думать, как придраться к качеству ремонта и запчастей, срокам ремонта и т. д.

Роман ПОПРЫГИН

Добавить комментарий

Ознакомиться с Правилами общения на портале “МОЁ! Online”
* Ваше имя (ник)
Ваш e-mail
(не для публикации)
Тема
(не обязательно)
  • * Текст комментария
  • * Число на картинке
  • Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.
 

__
]]>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1