«Вниманием русских писателей Воронеж не обделён»

В музее им. Никитина проходит выставка, рассказывающая о том, каким наш город предстаёт в литературе

0 93 17:17, 13.07 № 1182 от 11.07.2005

Изучать историю можно по документам и учебникам, фотографиям и кинохронике. А можно и по художественным произведениям. В этом уверены сотрудники Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина. Там открылась выставка «Образ Воронежа в литературе». Используя в экспозиции зарисовки, воспоминания и стихотворения девяти известных писателей и поэтов, музейные работники воссоздали различные периоды и вехи Воронежа, начиная со времён строительства флота Петром I на реке Воронеж и заканчивая нашими днями.

О Воронеже свои впечатления оставили Лев Толстой, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Андрей Платонов и другие писатели.

«Царь повелел рубить на взгорье крепость…»

— Экспозицию открывает акварель Юрия Гончарова, на которой Воронеж  запечатлён как город-крепость — он и был основан, чтобы защищать южные границы государства от врагов, — начинает экскурсию старший научный сотрудник музея Маргарита ЯКОВИЧ. — И уже о становлении Воронежа нам рассказывает стихотворение нашего земляка поэта и писателя Анатолия Жигулина «Предок»: «Дабы пресечь татарских орд свирепость, святую Русь от нехристей сберечь, царь повелел рубить на взгорье крепость и оную Воронежем наречь».

Повесть ещё одного воронежца Владимира Кораблинова «Казак Герасим Кривуша» рассказывает о Воронеже XVII века как месте зарождения казачьих поселений. Поэта и прозаика Владимира Кораблинова не зря называют летописцем Воронежского края, почти все написанные им произведения посвящены событиям, связанным с Воронежем, — «Воронежские корабли», «Воронежская поэма», «Жизнь Кольцова», «Жизнь Никитина», «Горы Чижовские» и др.

В XVIII веке Пётр I в Воронеже начинает возводить верфи для строительства кораблей. Пожалуй, лучше, чем нидерландский путешественник, художник и писатель Корнелий де Бруин, об этом периоде Воронежа никто не написал. Он бывал в нашем городе более 300 лет назад по приглашению Петра I. Свои впечатления голландец описал в книге о путешествиях. Кроме того, благодаря ему сохранились и изображения Воронежа 1703 года, который де Бруин воссоздал в гравюре, — их вы можете увидеть на выставке.

Что Толстой, Маршак и Бунин писали о Воронеже

Воронеж XIX века предстаёт в романе Льва Толстого «Война и мир» как благополучный губернский город, где местные дворяне помогают разместиться московской знати во время пожара в Москве. И именно в Воронеже Николай Ростов знакомится с княжной Марьей Болконской.

Иван Бунин в повести «Натали» рисует картины зимнего Воронежа начала ХХ века, куда главный герой приезжает в январе на студенческий бал. Самуил Маршак делится своими воспоминаниями о прогулках в дореволюционном Воронеже. Как развивался и чем дышал Воронеж в период НЭПа, рассказывает Андрей Платонов в своей повести «Чевенгур».

Выставка поможет узнать, как в 30-е годы в Воронеже оказались поэты Осип Мандельштам и Анна Ахматова. А рассказы и повести о Воронеже в годы Великой Отечественной войны, о несломленных жителях позволят открыть многим посетителям выставки ранее незнакомые имена воронежских авторов.

Борис ЭЙХЕНБАУМ (1884 — 1959) — российский и советский литературовед. Детство провёл в Воронеже, после окончания воронежской мужской гимназии в 1905 году уехал в Санкт-Петербург. Он регулярно приезжал в Воронеж до 1917 года, пока не умер его отец.

Из автобиографической книги «Мой временник»:

«Целых 17 лет Воронеж жил и рос вместе со мной… Оказалось, что Воронеж не заполняет всего мира, а стоит на горе, по верху которой тянется Большая Дворянская улица. По ней ходит конка с одной лошадью, ездят извозчики, стоит высокая пожарная каланча. Эта улица — как спина зверя. Вниз, с одного бока, идут крутые спуски, а внизу река. В марте по этим спускам, как оголтелая, несётся вода и наполняет весь город журчащим шумом».

Анна АХМАТОВА (1889 — 1966) — поэтесса и переводчица. 5 февраля 1936 года Анна приехала навестить в Воронеже своего друга, ссыльного поэта Осипа Мандельштама. Но остановилась не у него, а в доме ссыльного агронома Фёдора Маранца, живущего на Поднабережной улице (ныне ул. 20-летия ВЛКСМ,  59). Сейчас в здании располагается детская поликлиника Центрального района. Она соседствует с Петровским сквером, который Ахматова описала в стихотворении «Воронеж»:

И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским — вороны,
Да тополя, и свод светло-зелёный.

Григорий БАКЛАНОВ (1923 — 2009) — советский писатель и сценарист, родился в Воронеже. По книгам и сценариям Бакланова снимались фильмы и ставились спектакли. Самые известные — картина «Был месяц май» (реж. Марлен Хуциев) и спектакль «Пристегните ремни!» (реж. Юрий Любимов, Театр на Таганке).

Рассказ «Надя»:

«Обедали мы с Надей на проспекте Революции в ресторане «Бристоль». Все предвоенные годы я видел огромные окна этого ресторана из окон нашей квартиры или с балкона — мы жили как раз напротив. За кремовыми сборчатыми шторами там звучала музыка по вечерам, шла своя неведомая жизнь, а в поздний час швейцар, похожий на адмирала, распахивал двери и выталкивал пьяного, тот сразу начинал рваться обратно. Под рестораном были магазины, их разделяла арка во двор, и там, во дворе, жила Надя…»

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Воронеж никого не оставил равнодушным»

Кандидат филологических наук, доцент ВГУ Владимир ГУСАКОВ:

— Нельзя сказать, что Воронеж обделён вниманием писателей и поэтов. Например, Иван Бунин, несмотря на то что его ещё ребёнком увезли из Воронежа в Москву, сохранил любовь к родному городу. А Шолохов  не воронежец, но главный герой его произведения «Судьба человека» Андрей Соколов из Воронежа. Если говорить о военном Воронеже, мне вспоминается книга для детей «Герои в красных галстуках», это сборник рассказов о детях, защищавших город. Она основана на реальных событиях. Реалии Воронежа послевоенного отражены в повести Анатолия Жигулина «Чёрные камни». Все писатели и художники, кто побывал в Воронеже, не остались равнодушными к нему. Когда Андрей Вознесенский приезжал в Воронеж, он тут же сочинил стихотворение «Воронеж — женоров». Прочитав все эти произведения, включая платоновские «Город Градов» и «Житель родного города», вполне можно составить картину о Воронеже.

Выставка «Образ Воронежа в литературе» будет работать до 30 августа 2017 года в доме-музее И.С. Никитина (ул. Никитинская, 19а). Стоимость билетов: для детей от 8 до 14 лет — 50 руб., для взрослых — 115 руб., для пенсионеров — 60 руб. Подробнее по тел. 280-21-24, 280-21-23.

Екатерина МАЗЕНКО

Добавить комментарий

Ознакомиться с Правилами общения на портале “МОЁ! Online”
* Ваше имя (ник)
Ваш e-mail
(не для публикации)
Тема
(не обязательно)
  • * Текст комментария
  • * Число на картинке
  • Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.
 

__
]]>
 
 
 
Свежий номер
Том №1184 от 25.07.2005
Газета МОЁ! №1184 от 25.07.2005
Все заголовки номера
Полностью все материалы будут доступны в субботу 29.07.2017
 
 
 
 
 
 
1