Не списывайте у нас со счетов

Что делать, если с вашего телефона списывают деньги за услуги, о наличии которых вы даже не подозреваете

Фото: Игорь ФИЛОНОВ
Многие россияне оказались абсолютно беззащитны перед шустрыми организаторами платных подписок
0 370 16:58, 16.02 № 1161 от 14.02.2017

В последнее время участились жалобы воронежцев на то, что со счетов мобильных телефонов стали списываться деньги «неизвестно за что». Как правило, речь идёт об SMSках из разряда: «Вы активировали платную подписку. Абонентская плата 30 руб. в день. Сервис предоставлен компанией такой-то». «А я ведь даже ни на что не нажимал», — уверяют большинство попавших в такую ситуацию. Кто навязывает нам платные подписки и как с этим бороться?

Что такое платный контент?

Это может быть платная игра, приложение, подписка на новости, прогноз погоды или курсы валют. Причём услугу чаще всего предоставляет не оператор мобильной связи, а некий провайдер, у которого с оператором заключён договор на предоставление контент-услуг и которому выделен отдельный короткий номер (как правило, SMSки о платных подписках приходят с четырёхзначных номеров). Причём юридически придраться к операторам сложно. На своих сайтах они заранее предупреждают абонентов, что контент-услуги предоставляются сторонними провайдерами, что ответственности за них оператор не несёт (мол, вы сами на них подписываетесь). А в случае противоправных действий контент-провайдеров абонент вправе пожаловаться на них оператору.

Как можно подцепить на телефон платную подписку?

Способов подловить або­нента у контент-провайде­ров много. Автоматическим согласием на оказание платной услуги может быть отправка SMS или звонок на короткий номер, оставление вашего номера телефона на торрент-ресурсах (якобы для регистрации). Люди, не пользующиеся интернетом, часто попадаются, случайно нажав «ОК» на высветившемся на экране навязчивом баннере из разряда «Хочешь самый точный прогноз погоды?». Но чаще платные подписки ловят, переходя по ссылкам в интернете (речь идёт о мобильном интернете 3G или 4G, а не о Wi-Fi). Достаточно кликнуть интересную новость, нажать кнопку «Скачать» или Play для воспроизведения видео, и всё — вы подписались на платную рассылку. По закону провайдер обязан вас предупредить о платной подписке. Соответствующие сообщения действительно размещаются на страницах, с которых вы можете попасть на ресурс с платной подпиской. Но сообщения эти часто размещаются внизу страницы едва различимым шрифтом.

Как проверить, есть ли у вас платные подписки, и отключить их?

Как правило, проверить наличие у вас платных подписок можно в личном кабинете на сайте вашего оператора. Однако есть такие подписки, которые в личном кабинете не отображаются и не отключаются. В таком случае вам придётся связываться с оператором.

Если у вас нет под рукой интернета, помните: когда вы (даже случайно) подписываетесь на платный контент, вам должно прийти соответствующее SMS с четырёхзначного номера. Чтобы отключить услугу, отправьте в ответном сообщении на этот короткий номер слово СТОП или STOP (это бесплатно). Если вы опасаетесь, что SMS вам прислали мошенники, посмотрите сначала на сайте мобильного оператора, есть ли этот короткий номер в списке номеров партнёров вашего оператора.

ИНСТРУКЦИЯ «Ё!»

Как обезопасить себя от нежелательных платных подписок?

Самый простой и верный способ — создать отдельный счёт для платного контента. С вашего основного счёта будут оплачиваться звонки, SMS и интернет. А если вы вдруг случайно подпишетесь на платную услугу, контент-провайдер сможет списывать деньги только со второго, контентного счёта. Если на этом счёте будет 0 рублей, то, соответственно, и списываться ничего не будет. Если же вы сами захотите подписаться на какой-либо платный контент (прогноз погоды, новости и т. п.), то вам нужно будет пополнить свой контентный счёт на требуемую сумму. Контентный счёт — это 11-значный номер, который отличается от вашего мобильного номера на одну цифру. К примеру, вместо 8-903-... в нём будет 8-603-... Пополняется он так же, как счёт обычного телефона.

Контент-счёт — это не панацея. Существуют хитрости, когда операторы могут списывать деньги за платные услуги (если это собственный контент операторов) с основного счёта даже при наличии контентного. Но такие подписки вы уже вряд ли «подцепите» случайно.

Завести контентный счёт бесплатно можно в салоне сотовой связи конкретного оператора, прихватив с собой паспорт и написав соответствующее заявление по образцу. Есть и другие способы обезопасить себя от платных подписок. Рассмотрим все эти способы для каждого оператора подробнее.

«Билайн»

Для подключения контентного счёта наберите команду *110*5062# и нажмите вызов (запрос бесплатный). Проверка баланса отдельного счёта — *622#. Команда перевода денег с основного баланса на дополнительный — *220*{сумма}# (к примеру, для перевода 100 рублей надо набрать *220*100#). Команда перевода денег с дополнительного баланса  на основной — *222*{сумма}#. Команда  для отключения дополнительного баланса — *110*5060#.

«Мегафон»

Открыть контентный счёт в «Мегафоне» можно только в салонах связи (с паспортом). «Мегафон» — единственный из операторов большой четвёрки, кто предоставляет обязательный и неотключаемый кредитный лимит на контентном счёте. То есть позволяет загонять счёт в минус — правда, максимум на 150 рублей. После этот счёт блокируется, но 150 рублей вы уже должны.

Однако безо всякого контентного счёта в «Мегафоне» можно запретить мобильные подпис­ки, отправив SMS с текстом УСТЗАПРЕТ1 на номер 5051 (услуга бесплатная). Правда, запрет установится сроком на 3 месяца. Но по истечении этого срока оператор заблаговременно напомнит вам в SMS, что услугу можно продлить.

МТС

Открыть контентный счёт в МТС можно только в салонах связи (с паспортом). Однако у оператора МТС есть бесплатная услуга «Запрет контента», которая не даёт отправлять и принимать платные SMS и звонки с коротких номеров и защищает от случайных платных подписок. Подключается услуга по номеру 0890. Проверить, есть ли у вас платные подписки, и отключить их можно, набрав команду *111*919# (и вызов).

Tele2

Для подключения контентного счёта наберите команду *160# и нажмите вызов (услуга бесплатная). *160*1#  — справка о балансе контентного счёта. *160*{сумма}# — перевод средств с основного счёта абонента на контентный. *160*{сумма}*0# — возврат средств с контентного счёта на основной. *152*0# — команда отключения платного контента и отказа от платных подписок, если таковые были подключены.

ОТ РЕДАКЦИИ

«МОЁ!» требует изменений в закон о связи

Всегда быть начеку надо при общении с жуликами. И согласитесь, это ненормально, если приходится ожидать подвоха при пользовании мобильной связью. А мобильные операторы (которым мы исправно платим деньги) в случае чего только разведут руками: мол, мы здесь ни при чём, всё по закону. Поэтому редакция «МОЁ!» отправила обращения в Минкомсвязи России и в комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи с просьбой инициировать поправки в Федеральный закон «О связи». Суть поправок в том, чтобы запретить операторам мобильной связи и контент-провайдерам прятать информацию об оказании платных услуг мелким шрифтом внизу страниц. При переходе по соответствующей ссылке такая информация должна отчётливо отображаться в отдельном окне с возможностью продолжить работу или отказаться от перехода по ссылке. Надеемся, что наше предложение будет поддержано властью.

Роман ПОПРЫГИН

Добавить комментарий

Ознакомиться с Правилами общения на портале “МОЁ! Online”
* Ваше имя (ник)
Ваш e-mail
(не для публикации)
Тема
(не обязательно)
  • * Текст комментария
  • * Число на картинке
  • Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.
 

__
]]>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1