Воронеж мог стать второй москвой

Борьба с архитектурными излишествами, развернувшаяся в середине 50-х, не позволила архитекторам довести до конца замысел по превращению провинциального города в столичный

14-этажная высотка, похожая на московские, над нынешним зданием облправительства так и не появилась
Библиотека должна была выглядеть гораздо монументальнее — одних колонн там планировали сделать восемь, а не четыре, как получилось на самом деле
0 225 09:12, 04.02.2014 № 1003 от 04.02.2014

12 февраля нынешнего года исполнится 30 лет со дня смерти по-настоящему выдающегося архитектора Николая Троицкого (1900 – 1984).  В особых представлениях он не нуждается, за него говорят его работы — здание управления ЮВЖД, главный корпус архитектурно-строительного университета, жилой дом-гармошка на улице Карла Маркса и множество других зданий. В самое сложное время — с 1943 по 1951 год — Николай Троицкий был главным архитектором Воронежа и руководил послевоенным восстановлением города. Троицкий сделал всё возможное, чтобы доказать — нельзя нарушать историческую планировку города. 

В редакционной библиотеке хранится книга Николая Троицкого «Облик будущего Воронежа», увидевшая свет в 1953 году. В ней архитектор рассказывает о том, что уже удалось сделать и что планируется. Планов было множество, ведь на восстановление Воронежа были брошены лучшие силы. Так, к примеру, проекты зданий для нашего города разрабатывали архитекторы Лев Руднев (автор знаменитого здания МГУ), Каро Алабян (один из авторов генплана Москвы) и другие. Главным принципом, по мнению архитекторов, должны были стать ансамблевость и разреженный тип застройки — так, чтобы новыми воронежскими зданиями можно было любоваться со всех сторон. Для этого в городе планировалось разбить множество парков и бульваров. 

Красный свет перед всеми проектами и планами загорелся после выхода в 1955 году постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве». Тем более ценным историческим документом стала книга Троицкого, в которой рассказывается не только о том, что из задумок удалось осуществить, но и планах, которые так и остались планами.

Здание управления ЮВЖД

После войны управление ЮВЖД сделало Николаю Троицкому предложение отразить в новом здании управления «пафос победы над жестоким врагом». Последние леса со здания сняли в 1952 году. Высота башни до верха шпиля составила 70 метров. Она из заслуг Троицкого в том, что он сумел совместить, казалось бы, несовместимое — новое здание и дворец, в котором расположен музей имени Крамского. Сделать это удалось благодаря аркам высотой в три этажа.

Любопытно, что именно здание управления ЮВЖД, возможно, стало толчком для начала борьбы Никиты Хрущёва с «архитектурными излишествами». В Воронеже Хрущёв побывал в середине 50-х и, как говорят, назвал башню управления ЮВЖД колокольней. «Последовал приказ собрать все данные по этому зданию, его стоимости, — писал в своих мемуарах Николай Троицкий. — А я стал ждать выводов...»

Наказания не последовало, но и награды за восстановление Воронежа Троицкий в отличие от многих коллег не получил.

Сквер на месте ЦУМа

Достаточно жёстко по меркам сталинской эпохи Николай Троицкий критиковал идею строительства на проспекте Революции типового здания Центрального универмага. По его мнению, для того чтобы проспект на этом участке выглядел просторно, на месте ЦУМа стоило бы разбить большой сквер. А за сквером, уже на улице Фридриха Энгельса, построить здание, которое венчало бы композицию.

Здание главного корпуса ВГУ

Изначально здание университета задумывалось группой московских проектировщиков как настоящий дворец знаний. Причём таким же «дворцовым» фасад должен был быть и со стороны реки — так, чтобы его было видно с левого берега. 

«В упрёк авторам можно поставить только одно — им следовало бы замкнуть Плехановскую улицу ещё более сильной композицией, включающей и вертикаль в виде башни со шпилем», — писал Николай Троицкий.

Строительство здания ВГУ началось в 1956 году, поэтому архитекторам пришлось отбросить все выразительные акценты — портик, колонны, арку. И в итоге получилась нынешняя аскетичная коробка, лишь отдалённо похожая на первоначальный проект.

Здание обкома КПСС

В качестве рабочего проекта здания обкома КПСС на площади Ленина областные власти в начале 50-х выбрали проект архитекторов Льва Руднева и Виктора Асса — 14-этажную высотку, похожую на московские. От башни отказались уже в ходе строительства. Поэтому здание правительства области сегодня выглядит громоздким и каким-то незавершённым. 

Кстати, в своё время архитектору Троицкому удалось отстоять площадь Ленина в её нынешнем виде. В начале 50-х областные на площади планировали построить капитальные каменные трибуны. Говорят, что именно Троицкий убедил руководителей в том, что трибуны испортят вид и на обком КПСС, и на Кольцовский сквер.

Здание библиотеки имени Никитина

Здания библиотеки и Театра оперы и балета должны были стать своеобразными флангами центрального здания Дома Советов. Архитектор Лев Руднев запроектировал у библиотеки выдающуюся колоннаду. Да и в целом московский архитектор создал явно непровинциальный проект библиотеки. Однако сразу после начала борьбы с архитектурными излишествами — в 1956 году — Лев Руднев скончался. Библиотека же была построена по более скромному проекту.

Новые городские бульвары 

Архитекторы 50-х видели Воронеж городом парков и бульваров. Но далеко не всем мечтам проектировщиков суждено было осуществиться. Так, к примеру, Николай Троицкий планировал, что от Петровского сквера до ВГУ пройдёт нагорный бульвар. Все улицы, по которым прошёл бы этот бульвар, должны были быть застроены лишь с одной стороны — так, чтобы дома нигде не закрывали вид на левобережье. Всё это было бы очень похоже на московские Воробьёвы горы. Бульварами могли бы стать и нынешний Московский проспект и улица 20-летия Октября  (в то время эти улицы в их нынешнем виде только проектировались, и проектировщики 50-х не могли предположить каким будет уровень автомобилизации спустя 50 лет).

Роман ПРЫТКОВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1