Воронежские двигатели вывели в космос новую российскую ракету

Во время исторического полёта ракеты «Союз-2.1в» двигатели разработки воронежского КБХА сработали как часы

0 1517 09:27, 28.01.2014 № 1002 от 28.01.2014

Нечасто в последнее время в российской космонавтике случаются запуски принципиально новых типов ракет. Вдвойне здорово, когда к этому причастны воронежцы.

28 декабря в 16 часов 30 минут в 1 230 км от Воронежа, на космодроме Плесецк в Архангельской области, был осуществлён первый пуск новой российской космической ракеты «Союз-2.1в», созданной на самарском предприятии «ЦСКБ-Прогресс». А подняли новую ракету в космос воронежские двигатели разработки КБХА. Они были установлены на обеих ступенях двухступенчатой ракеты. Причём для одного из них — 14Д24 — это был дебют. Задача этого двигателя, стоявшего на первой ступени в паре с самарским движком НК-33, была оторвать 160-тонную ракету от земли и обеспечить её полёт на начальном этапе. Далее первая ступень отпадала и в работу включалась вторая, на которой стоял ещё один воронежский двигатель — 14Д23. Он вывел ракету на заданную орбиту.

Двигатель 14Д23, уже использовавшийся до этого в составе третьей ступени ракеты-носителя среднего класса «Союз-2.1б» и в составе третьей ступени ракеты-носителя «Союз-СТБ», обладает рекорд­ными показателями эффективности среди всех кислородно-керосиновых ракетных двигателей в мире. Сгорание в нём 1 кг топлива даёт 360 кг тяги. Для сравнения: в двигателе третьей ступени гагаринской ракеты «Восток» — это 320 кг, а в американском двигателе F-1 для ракеты «Сатурн-5» (самой тяжёлой и большой из созданных на данный момент ракет) — примерно 280 кг.

Воронежские двигатели во время пуска «Союза-2.1в» отработали на двоих всего 510 секунд, или 8,5 минуты. Но для группы специалистов КБХА, присутствовавших на запуске, это время показалось вечностью. 

— Волнений было немало: при подготовке к старту возникала то одна проблема, то другая, — поделился своими впечатлениями с «МОЁ!» заместитель генерального конструктора КБХА Виктор ГОРОХОВ. — Представляете себе напряжение, когда до старта буквально десять минут и… отмена пуска, срочный поиск причин проблемы, решений по её устранению. Впрочем, из-за наших двигателей старт не задержали ни на минуту. 

В итоге новая лёгкая ракета «Союз-2.1в» на воронежских двигателях, предназначенная для запуска небольших космических аппаратов, получилась, по сути, самой выгодной в своём классе по ключевым показателям: стоимости и весу выводимой полезной нагрузки. Не зря за запуском российской ракеты очень пристально наблюдали итальянцы со своей ракетой-конкурентом «Вега» — самой успешной на сегодняшний день лёгкой ракетой Европейского космического агентства (ESA).

Какие перспективные ракетные двигатели делают в КБХА

Безгазогенераторные ракетные двигатели

В КБХА создали кислородно-водородный двигатель РД0146Д, предназначенный для использования в тяжёлой ракете «Ангара-А5». Впервые в России он разработан по безгазогенераторной схеме. Отсутствие газогенератора и усовершенствованная конструкция приводят к существенной экономии энергии в данном двигателе (в отличие от газогенераторных двигателей, где масса энергии уходит на их охлаждение), что обеспечивает высокую надёжность, простоту конструкции, снижение стоимости разработки и высокие эксплуатационные характеристики.

Электроракетные двигатели

Могут использоваться для межпланетных полётов. Первый экспериментальный двигатель магнитоплазмодинамического типа прошёл огневые испытания в КБХА в декабре 2013 года. Особенностью этого агрегата является то, что его тягу с помощью электромагнитного поля увеличивают в десятки, а то и в сотни раз по сравнению с обычным газогенераторным двигателем.

Двигатели
на природном газе

Эти ракетные двигатели работают не на керосине или кислородно-водородной смеси, а на сжиженном природном газе, в результате чего не представляют угрозы для экологии, а также существенно удешевляют пуски ракет.

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Американцы заказали в Воронеже оборудование для нового космического корабля

На этой неделе в Воронеж с визитом пожалует делегация NASA — Национального управления США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства. Цель визита — подписание контракта на изготовление оборудования для Международной космической станции с ЗАО «Орбита». Это предприятие является правопреемником воронежского концерна «Энергия», занимавшегося производством оборудования для космической отрасли. 

Договор с NASA станет вторым крупным «космическим» контрактом воронежского завода. 15 января «Орбита» заключила контракт с американской корпорацией Boeing на разработку и изготовление электротехнического оборудования для нового американского космического корабля.

Роман ПОПРЫГИН

Добавить комментарий

Ознакомиться с Правилами общения на портале “МОЁ! Online”
* Ваше имя (ник)
Ваш e-mail
(не для публикации)
Тема
(не обязательно)
  • * Текст комментария
  • * Число на картинке
  • Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.
 

__
]]>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1