В Воронежской области хотят отменить семь электричек

Пассажиры могут ощутить на себе нехватку пригородного транспорта уже после 20 января

Фото: Андрей АРХИПОВ
После 20 января от многих жителей области сбежит последняя электричка
0 361 08:55, 14.01.2014 № 1000 от 14.01.2014

В наступившем году судьба электричек, оставшихся в Воронежской области, снова под вопросом. Об этом стало известно из сообщения пригородной пассажирской компании (ППК) «Черноземье», эксплуатирующей электропоезда. С 20 января компания намерена навсегда отменить семь электропоездов.

«Регионы, передаём за проезд»

Стоимость проезда в пригородных электропоездах устанавливают местные власти. Такое право им даёт постановление правительства России. В Воронежской области тариф ниже себе­стоимости. Это объяснимо: по расчётам железной дороги, себестоимость проезда одной десятикилометровой зоны сейчас составляет 40 рублей. То есть, к примеру, себестоимость поездки пассажира из Воронежа до Лисок составляет около 400 рублей. Такие деньги мало кто будет готов платить за 100 километров пути. По­этому в Воронеж­ской области стоимость проезда десятикилометровой зоны по решению облправительства составляет 14 рублей. Но как быть с разницей между себестоимостью и стоимостью проезда для пассажиров?

В постановлении правительства России говорится, что в случае, если власти регионов утверждают плату за проезд ниже его себестоимости, они должны компенсировать железной дороге разницу. До 2011 года на это мало кто обращал внимание. Убытки от пригородных перевозок железная дорога компенсировала сама за счёт прибыльных грузовых. Однако затем государство, как единственный учредитель ОАО «Российские железные дороги», решило разделить РЖД на несколько компаний — грузовых и пассажирских. И все убытки от работы электричек с 2011 года должны компенсировать исключительно регионы. 

Дороги дороги 

Региональные власти от такого решения застонали. Бюджеты большинства регионов полностью компенсировать убытки от пригородных перевозок не могут до сих пор. В 2014 году, по расчётам пригородной пассажирской компании «Черноземье», для сохранения движения электричек в Воронежской области в полном объёме правительство области должно перечислить ППК 440 млн рублей.

— Мы должны получить эти деньги, иначе не сможем арендовать подвижной состав у РЖД, — заявил «МОЁ!» директор ППК «Черноземье» Виктор ШУБИН. — Финансовый план РЖД предусматривает, что в 2014 году за аренду мы должны расплатиться с компанией полностью.

Между тем в бюджете Воронежской области на 2014 год на компенсацию выпадающих доходов ППК преду­смотрено только 170 млн  рублей. 

ППК «Черноземье» заявила, что с 20 января начинает поэтапную отмену пригородных поездов. В нашей области на первом этапе планируется отменить семь электричек. До этого в 2012 году ППК уже отменила в Воронежской области пять электропоездов. Железнодорожники отменяют в первую очередь маловостребованные электрички и те, по маршруту которых курсируют и автобусы. И всё же с отменой этих электричек тысячи пассажиров будут испытывать неудобства — кому-то нужно будет выезжать с более ранними электричками, кому-то — добираться с пересадками. 

Зачем пассажирам электричек и облбюджету финансировать Олимпиаду?

Губернатор Алексей Гордеев рассказал «МОЁ!», что обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой провести экспертизу затрат РЖД. Объяснил он это тем, что структура затрат железной дороги не­прозрачна и областные власти не могут понять, насколько обоснованны суммы, предъявляемые железнодорожниками. 440 млн рублей, которые требует пригородная пассажирская компания «Черноземье», Гордеев назвал «абсолютно неоправданной суммой». 

Губернатор также напомнил, что компания РЖД в регионах России, в том числе и в Воронежской области, пользуется многомиллионными льготами по налогу на землю (глава региона не уточнил, как была предоставлена эта льгота, но стоит предположить, что такое указание исходило из Москвы).

В этой ситуации, как считает Алексей Гордеев, железнодорожники могли бы пойти навстречу областному правительству.

От себя добавим, что в стоимость услуг РЖД входит, в частности, содержание медучреждений, стоящих на балансе РЖД, содержание большого управленческого аппарата и даже финансирование Олимпийских игр, спонсором которых стали «Российские железные дороги».

Какие электрички в Воронежской области планируют отменить после 20 января

Роман ПРЫТКОВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1